Нанимать на работу и поручать задачи по организации закупок по-прежнему разрешено только специалистам, знания и опыт которых соответствуют требованиям профстандарта «Специалист в сфере закупок».

В статье разбираем основные обязанности и требования к специалистам по закупкам, а также существующие уровни квалификации.

Принцип профессионализма

Принцип профессионализма заказчика закреплён ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). Закупки должны осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, которые обладают достаточными теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и образования специалистов, занимающихся госзакупками, достигается в том числе с помощью повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

В ст. 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ устанавлена обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если такие установлены НПА или профстандартами. Контролирующие органы в сфере закупок вправе применять меры административной ответственности в случаях несоблюдения принципа профессионализма и неприменения профстандартов в контрактной системе. Административная ответственность установлена ст. 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства.

В Законе № 44-ФЗ указаны требования к квалификации сотрудников. Заказчик должен следить за тем, чтобы квалификация его специалистов по закупкам соответствовала установленным нормам и профстандартам.

Понятие о контрактной службе и контрактном управляющем. Требования к сотрудникам

Согласно Закону № 44-ФЗ, к специалистам по закупкам, которые обеспечивают планирование и осуществление закупок ТРУ, относится контрактная служба или контрактный управляющий.

Контрактная служба – это группа должностных лиц заказчика, на которую возлагают задачи по осуществлению закупок для публичных нужд. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и принятым на основании типового положения, утвержденного приказом Минфина России от 31 июля 2020 года № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».

При этом по ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ обязательно должны создать контрактную службу заказчики, чей СГОЗ превышает 100 млн рублей. Остальные заказчики могут самостоятельно решить, создавать контрактную службу, или нет. Если контрактная служба не создается, её функции выполняет контрактный управляющий.

Способы создания контрактной службы:

  • отдельное структурное подразделение
  • постоянный состав работников, которые будут выполнять функции контрактной службы

Заказчик назначает контрактного управляющего, если годовой объём его закупок не превышает 100 млн рублей и он не создал контрактную службу. Контрактный управляющий, которым может быть только работник заказчика, — это должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, в том числе за исполнение каждого контракта.

Руководителя контрактной службы назначают на должность приказом:

  • руководителя заказчика
  • лица, исполняющего обязанности руководителя
  • лица, уполномоченного руководителем

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, как и контрактный управляющий, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закупочная комиссия – коллегиальный орган, имеющий полномочия по рассмотрению и оценке заявок. В силу ч. 5 ст.39 Закона № 44-ФЗ при создании закупочной комиссии заказчик должен отдавать преимущество лицам, которые:

  • прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок
  • обладают специальными знаниями, относящимися к объекту закупки

Членами комиссии не могут быть:

  • физлица, привлечённые в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения, заявок на участие в конкурсе
  • должностные лица органов контроля, указанных в ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, которые непосредственно осуществляют контроль в сфере закупок
  • физлица с личной заинтересованностью в результатах закупки, в том числе физлица, которые подали заявки на участие либо состоят в трудовых отношениях с организациями или физлицами, подавшими данные заявки, либо являются управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке
  • физлица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, а также кредиторами участников закупки

При осуществлении закупок члены комиссии должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе учитывая информацию, предоставленную заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Обязательные профстандарты в сфере закупок

Во исполнение ст. 195.1 ТК РФ были разработаны профстандарты, призванные обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Закона № 44-ФЗ.

Профессиональный стандарт – квалификация, которая необходима работнику для совершения определенного вида профессиональной деятельности и выполнения определённой трудовой функции. Сейчас действует 2 нормативных акта:

  • профстандарт «Специалист в сфере закупок», утверждённый приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н
  • профстандарт «Эксперт в сфере закупок», утверждённый приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н

Важно: указанные профстандарты являются обязательными в части требований к квалификации работника. Иными словами, нужно соблюдать профстандарты специалиста по закупкам с наличием документов по образованию в сфере закупок.

Иные положения профстандартов применяются в отношении квалификации на добровольной основе. К примеру, при разработке должностных инструкций.

Чтобы обеспечить государственные, муниципальные и корпоративные нужды при осуществлении закупок применяют стандарты в сфере закупок, соответственно, профстандарт распространяется как на заказчиков, работающих в рамках Закона № 44-ФЗ, так и на заказчиков по Закону № 223-ФЗ.

При этом положения Закона № 223-ФЗ не содержат обязательных требований к квалификации работников. Но заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе с применением профстандартов.

Распространение и применение профстандарта в закупках

  1. Относится к:
  • руководителям федеральных, региональных и муниципальных сфер управления
  • руководителям бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и другим юрлицам
  • управляющим финансово-экономической и административной деятельностью
  • руководителям и специалистам бухгалтерии, осуществляющим бухгалтерские операции и учёт
  1. Применяется к должностям:
  • юристы
  • финансисты
  • экономисты
  • специалисты и сотрудники, связанные с деятельностью по закупкам
  • специалисты органов госвласти
  1. Объясняет 4 обобщённые трудовые функции:
  • обеспечение закупок
  • проведение закупок
  • экспертиза результатов закупок и приёмка контракта
  • мониторинг, аудит и контроль закупочной деятельности

4 уровня квалификации: должности, образование, функции

Профстандарт делит все трудовые функции для специалистов в сфере закупок на 4 уровня квалификации, каждый из которых описывает свои должности, требования к образованию и профессиональным навыкам работника.

В таблице ниже представлены сведения об уровнях квалификации и предъявляемых к ним требованиям.

 

Уровень квалификации 5

Уровень квалификации 6

Уровень квалификации 7

Уровень квалификации 8

Должность
  • специалист по закупкам
  • работник контрактной службы
  • контрактный управляющий
  • старший специалист в сфере закупок
  • консультант по закупкам
  • работник контрактной службы
  • контрактный управляющий

 

  • ведущий специалист
  • работник контрактной службы
  • замруководителя подразделения
  • руководитель подразделения
  • руководитель контрактной службы
  • контрактный управляющий

 

  • руководитель организации
  • замруководителя организации
  • советники
Образование

Допускается наличие среднего профобразования, нет строгих требований к наличию высшего образования

Обязательно высшее образование не ниже бакалавриата

Обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры или высшего профильного образования

 

Обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры или высшего профильного образования

 

Дополнительное образование

Обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профпереподготовке в сфере закупок

Обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профпереподготовке в сфере закупок

Обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профпереподготовке в сфере закупок

Обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профпереподготовке в сфере закупок

Опыт работы

Нет требований к опыту

Не менее 3 лет

Не менее 4 лет

Не менее 5 лет и не менее 2 лет на руководящих должностях

Трудовые функции
  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на ТРУ
  • подготовка документации по закупке
  • обработка результатов закупки и заключение контракта

 

  • составление планов и обоснование закупок
  • осуществление процедур закупок

 

  • проверка соблюдений условий контракта
  • проверка качества представленных ТРУ
  • мониторинг в сфере закупок
  • аудит и контроль в сфере закупок

Важно: все трудовые функции, выполняемые специалистом по закупкам, обязательно должны быть отражены в должностной инструкции и других внутренних документах организации.